larkin_donkey: (cross-ld)
[personal profile] larkin_donkey
". . . На первый взгляд эта теория кажется несправедливой, ибо положение тех, кому, так сказать, отказано в знании, чтобы другие могли получить большую его часть, представляется очень печальным и незаслуженно более тяжелым, нежели оно должно быть. Однако на самом деле обстоятельства совсем не таковы, и в распределении знания нет ни малейшей несправедливости.

"Фактически, огромное большинство людей не желает никакого знания; эти люди отказываются от своей доли и не берут даже ту его часть, которая приходится на них в общем распределении для нужд повседневной жизни. Это особенно очевидно во времена массовых безумств, таких, как войны, революций и тому подобное, когда люди как будто теряют даже и ту малую крупицу здравого смысла, которой они обладали, и превращаются в совершенных автоматов, огромными массами отдаваясь полному уничтожению, т.е. теряя даже инстинкт самосохранения. Вследствие этого громадные количества знания остаются, так сказать, невостребованными и могут быть распределены среди тех, кто понимает их ценность.

"В этом нет ничего несправедливого, потому что те, кто получает знание, не присваивают ничего чужого, не лишают других чего бы то ни было. Они берут только то, что отвергнуто другими как бесполезное, что все равно будет утрачено, если они его не возьмут.
( Г.И. Гурджиев о собирании знания и материальности его природы )

Приведённая цитата хорошо известна. Хотя она больше отражает эмоциональную сторону вопроса, в отношении ценностей, а не реального понимания. В этой связи, ниже довольно интересная работа, опубликованная в журнале "Scientific American" и выявляющая близкие к сказанному выше механизмы в психике людей. Привожу фрагмент (в моём переводе):

~ • ~ • ~
Недавние исследования выявили особую изворотливость, с которой люди стремятся избегать фактов, противоречащих их убеждениям. Конечно, иногда с их стороны такое неприятие заключается просто в оспаривании обоснованности конкретных фактов. Но исследования показывают, что часто за этим следует ещё один характерный шаг, ведущий к такому переосмыслению и переформулированию проблемы, от которого она становится непроверяемой. При этом, потенциально важные факты и знания автоматически становятся неуместными и не имеющими к проблеме отношения.

В качестве примера, рассмотрим проблему однополых браков. В плане их законности, уместными фактами можно считать, например, результаты воспитания детей — воспитанные однополыми родителями дети часто хуже — а может и ничем не уступают — в сравнении с детьми, воспитанными разнополыми родителями. Сами по себе, эти факты нейтральны. Но что происходит, когда они вступают в противоречие с убеждениями человека?

(Якобы научные) факты, поддерживавшие либо оспаривающие личные убеждения, были представлены 174м американским участникам, выступавшим "за" или "против" однополых браков. Результат получился довольно интересным, Когда факты противоречили их взглядам, наши участники — с любой из данных позиций по этому вопросу — с большой долей вероятности начинали заявлять, что проблема однополых браков связана не столько с фактами, сколько с нравственными принципами. Когда же факты были на их стороне, они чаще заявляли, что их мнение основано на точных фактах, а не сводится к вопросам морали.

Другими словами, мы наблюдали нечто, относящееся не просто к отрицанию конкретных фактов.
Мы наблюдали отрицание значимости самих фактов.

В аналогичном исследовании со 117 религиозными участниками, мы читали некоторые статьи с критикой религии. После подобного чтения, верующие, обладавшие особенно сильной (но не слабой) религиозностью, с большей готовностью обращались к непроверяемым аргументам "слепой веры" для обоснования своих убеждений, отставляя в сторону фактические данные, чем те, кто читал нейтральные статьи. Более того, по эффекту обратной связи, когда участникам с сильной религиозностью говорили о невозможности доказать существование Бога, в них наблюдалось существенное усиление религиозного чувства (e.g., веры в то, что Бог смотрит и надеется на них), в сравнении с тем, когда говорилось о возможности постичь существование Бога научными методами.

Эти эксперименты показывают, что, когда убеждения людей находятся под угрозой, их часто уносит в далёкие земли, где факты перестают иметь значение. Говоря научным языком, их убеждения становятся менее "фальсифицируемыми", поскольку они не могут быть больше подвергнуты верификации научными методами или отвергнуты. . .

Date: 2015-03-06 10:19 pm (UTC)
From: [identity profile] val000.livejournal.com
Да, известный феномен. Он подчёркивает невероятную ценность мировоззрения. Обычно говорят, что самое болезненное для человека - удар по его мировоззрению.

Date: 2015-03-07 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] larkin-donkey.livejournal.com
Ну да, это как бы внутренне позитивная сторона -- защита ценностей и попытка сохранения условной целостности мировосприятия. Но и статья, и гурджиевская цитата показывают негативную сторону этого процесса -- пытаясь отстаивать (часто навязанные) ложнопонятые идеи, мы фактически отказываемся от истины.

Date: 2015-03-08 06:00 pm (UTC)
From: [identity profile] blin-dazch.livejournal.com
Здравствуйте, уважаемый)
Ваш ответ подразумевает, что Вы знаете, что такое истина?)

Date: 2015-03-08 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] larkin-donkey.livejournal.com
Здравствуйте,
Что ж, в этом журнале встречаются такие, которые считают, что они "знают". )
Я к ним, увы, не отношусь. В максимальном для себя приближении, могу сказать, что истиной является всё то, что не заставляет мою совесть страдать.

Date: 2015-03-08 06:08 pm (UTC)
From: [identity profile] blin-dazch.livejournal.com
Без почвы под ногами трудно устоять под напором ветров. А то, что ложны ли мои убеждения или нет - спорно)

Date: 2015-03-08 09:44 pm (UTC)
From: [identity profile] larkin-donkey.livejournal.com
Вот-вот. Речь не о каких-то трансцендентных истинах, а именно о твёрдой почве, о фактах, доступных и проверяемых в опыте.. А то, что спорно - это как раз хорошо - только через разумный "спор", конфликт интересов, возможно рождение чего-то нового.

Date: 2015-03-09 06:23 am (UTC)
From: [identity profile] blin-dazch.livejournal.com
К сожалению опыт не совершенен, так же как его носитель. Картина мира постоянно видоизменяется и очень сложно судить - приближаемся ли мы к истине (о ней я тоже имею приблизительно-субъективное представление), или же наоборот, она удаляется от нас))

Date: 2015-03-08 06:10 pm (UTC)
From: [identity profile] blin-dazch.livejournal.com
У Вас интересный журнал)

Date: 2015-03-08 09:45 pm (UTC)
From: [identity profile] larkin-donkey.livejournal.com
Спасибо и рад знакомству)

Date: 2015-03-09 06:25 am (UTC)
From: [identity profile] blin-dazch.livejournal.com
И я рад))

Profile

larkin_donkey: (Default)
Andrey Koklin

March 2015

S M T W T F S
12345 67
89 1011121314
1516 171819 2021
22 232425262728
293031    

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 04:40 pm
Powered by Dreamwidth Studios